«Черное и красное»

12 апреля — 12 мая 2019

Левон Айрапетянц – яркая фигура в советском искусстве. Ленинградский график-станковист, книжный иллюстратор, плакатист, мастер промышленного дизайна, он много лет отдал педагогической работе. На общественных началах около 20 лет он возглавлял школу оформителей наглядной агитации.

В настоящее время творчество Айрапетянца, к сожалению, практически забыто. Его произведения давно не видели на больших выставках. Тем большую историческую и художественную значимость приобретает в наши дни проект «Черное и красное», организуемый в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП).

Экспозиция включает в себя станковую графику и плакат 1960-1980-х годов.  Это было время иносказаний и метафор в изобразительном искусстве. Именно плакат, в котором творчество художника раскрылось наиболее наглядно, выражает тенденцию эпохи, стремление мастера визуализировать разнообразные социальные и политические темы в новой изобразительной формуле.

Плакаты Айрапетянца, посвященные планам пятилетки, труду, съездам партии, защите детей Африки, магически воздействуют на зрителя лаконичной, острой формой, декоративностью и контрастностью красного и черного цветов, динамичностью в построении композиций. Он дерзко и смело вписывает в пространство листа необходимые тексты, превращая шрифты в элементы образа, который завораживает зрителя своей красочностью, простотой и выразительностью. В своих плакатах Айрапетянц обращается не к массам, а лично к каждому человеку, при этом во всех работах художника ощущается дух времени, нерв жизни ХХ века.

Столь же выразительны и афиши Айрапетянца, созданные для театра Акимова, где он проработал многие годы. Его афиши, представленные на выставке, отличает особая эстетика формы, через которую автор великолепно, ясно и лаконично, запечатлевал характер и образ спектакля.

В графике же Айрапетянц раскрылся как тонкий лирик, поэт, ищущий художественной выразительности и новизны в самых обыденных мотивах. Он развил в своем творчестве жанр так называемого «тихого искусства», получившего распространение в художественной практике 1970-х годов. Это камерные, интимные по содержанию домашние интерьерные сцены с моделями, отдыхающими или читающими книгу, обнаженная натура, портрет, пейзажные мотивы с маленькими городскими или деревенскими улочками. Инструментом реализации этих образов стал для Айрапетянца рисунок. Скупой язык линии — плавной, изысканно тонкой или острой, штриховой, даже чувственной, свободно и динамично выстраивающей на плоскости белого листа силуэт, наполнен смыслом, настроением, ощущением времени.

На выставке будут представлены около 50 плакатов и графических произведений художника из собрания МИСП и частных коллекций.

 

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков 
Набережная канала Грибоедова, 103 

Как проехать в МИСП, режим работы, стоимость билетов

#мисп #misp 

СОБЫТИЯ
НОВОСТИ
Согласие на обработку персональных данных