Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Вечер памяти заслуженного художника РСФСР Виталия Тюленева

15 февраля в 18.00, 2018

15 февраля в 18.00 в музее состоится вечер памяти заслуженного художника РСФСР Виталия Тюленева, выставка которого «Во сне и наяву» проходит сейчас в МИСПе 

Наследие Виталия Тюленева (1937—1997) являет собой яркую страницу отечественного искусства второй половины ХХ века. Он принадлежит к поколению «шестидесятников», чье творчество пришлось на период «хрущевской оттепели». Это было время романтиков и бунтарей, породившее в искусстве новые стилевые тенденции. Сразу после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1962) Тюленев стал работать в русле «сурового стиля», который, как отмечают исследователи, был близок духу его натуры. Различные экспедиции, путешествия, восхождения к горным вершинам (Виталий Иванович занимался альпинизмом) служили для художника источником вдохновения. Уже первые его работы, где первоначально прослеживалась ориентация на творчество учителя, — Е.Е. Моисеенко, привлекли к себе пристальное внимание. Однако Тюленев, отдавая дань академической школе, не стал ее последователем. Он открыл свою художественную систему, которая зиждилась на иносказании, метафоре, гиперболе. Язык этот был сродни поэзии, что превращало живописные холсты Тюленева в «изобразительные стихи».

«Умозрение в красках» отражает нашу действительность со всеми ее сложностями и противоречиями, совершенно по-особому раскрывает лирико-романтические образы России, Матери, Детства, Природы, Революции, ставит перед нами вопросы о вечных ценностях и смысле бытия.

При всех качествах «сильной личности» Тюленев оставался ранимым человеком, может быть, поэтому его тянуло в мир фантазий и грез. Погружаясь в ирреальные сферы, он твердо верил, что рядом с нами существуют чудеса. «Как-то на рыбалке, следя за поплавком,— вспоминал художник, — я вдруг обнаружил, что он плывет не по воде, а по небу, отраженному среди луны и первых звезд, пересекает перевернутые дома и деревья. И тогда я почувствовал, что и сам я нахожусь в этом реальном и нереальном мире, где две луны: вверху, на привычном месте, и внизу, между бревен плота, и утки летят на зорьке надо мной и под ногами. Мне захотелось извлечь поэзию из этого парадокса». Вот так рождались картины с многоплановым содержанием, сюжетами, пробуждающими сложные ассоциативные переживания, где рыбы парили в небесной синеве, петухи плясали на красных коровах, девушки играли с молочными облаками, а бабы и мужики возвышались над землей, стоя на сияющей радуге.

Сочетание разнородных мотивов, «очевидного» и «невероятного», амбивалентность действий, наложение друг на друга пространственных и временных координат—все эти явления были новшеством в советском искусстве и производили на зрителя ошеломляющее впечатление. Нельзя сказать, что в поисках обретения творческого «я» Виталий Иванович не имел единомышленников. В 1972 году он становится активным членом группы «Одиннадцать» и участвует в знаменитой экспозиции, открывшейся в выставочном зале Союза художников на Охте: «До нашей выставки этот зал невероятно мало посещался ленивым питерским зрителем. Но тут произошло чудо. В кассу даже под дождем стоял народ»,—вспоминал один из участников группы Герман Егошин.

В развернувшейся вокруг вернисажа полемике были сломлены былые догматические регламентации, ограничивавшие диапазон творческих приемов и возможностей самовыражения. Данное художественное событие стало важной вехой в развитии отечественного искусства второй половины XX века.

К началу 80-х годов Виталий Тюленев успел пережить и гонения (уволен за формализм из Академии художеств), и признание (без него не обходилась ни одна крупная выставка). В 1976 году он вступил в члены КПСС. Это было связано не с карьерным ростом, а с искренней верой в социалистические идеалы. Его патриотические убеждения раскрываются в произведениях историко-революционного содержания. Одни из них сравнимы с торжественными симфониями, другие— с лирическими рапсодиями.

Лирико-философское осмысление жизни было прервано «перестройкой». Ее перипетии, по выражению художника, «со скрипом выворачивали суставы и перетряхивали мозги». Вопросы о том, как жить дальше, во что верить, не давали художнику покоя, наполняли его душу невыносимой болью и отчаянием. Чтобы выразить свою гражданскую позицию, Тюленев пишет работы публицистического и драматического характера, такие как, «Стая—1», «Стая—2», «Гласность», «Серые птицы в вашем саду», «Простите, комиссары», «Автопортрет со свечой». В них он обнажает звериные инстинкты людей, оплакивает низвергнутые идеалы и в зловещей тьме разверзшейся бездны пытается отыскать дорогу к Храму.

На своем дачном участке, на Карельском перешейке, художник построил и расписал деревянную часовню. Его философия, отношение к жизни отражены в необычной «иконографической программе», которая включает в себя образы православных святых, русских поэтов, картинны родной природы—все, чем дышал творческий гений Тюленева.

Правдоискатель и мифотворец Виталий Тюленев, несмотря на безвременный уход, оставил после себя настоящую сокровищницу искусства, которую составляют произведения самой разной тематики. Настоящая выставка приурочена к 80-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти художника, ее экспозиция представляет «Избранное» ­— малую, но значительную с точки зрения художественных достоинств часть творческого наследия Мастера.

СОБЫТИЯ
НОВОСТИ