Елена Галеркина. Город загадок

7 марта - 1 апреля | 2018

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков представляет выставку «Город загадок», приуроченную к юбилею петербургского графика и мастера коллажа Елены Галеркиной.

Свою творческую деятельность художник начал с работы над книгой. В 1970–80-е годы автор создает иллюстрации к произведениям Аркадия Гайдара, Николая Заболоцкого, Чингиза Айтматова. Однако жизненные обстоятельства (в 1990-е годы сгорела её мастерская, и негде было установить печатные станки) заставили Галеркину погрузиться в искусство коллажа. Так появились «бумажные симфонии», где каждый силуэт придуманных художником персонажей звучит как скрипка, флейта или арфа.

Главный герой произведений автора – это прежде всего Петербург с его классической барочной архитектурой и скульптурой в стиле модерн. Коллажи Галеркиной преображаются в праздничное, яркое, декоративное панно, в котором родной город щедро расцвечен. Любимые литературные персонажи Ф.М. Достоевского художник-график превращает в минималистичные объекты. «Серия объектов «Петербург Достоевского» – это не макет Коломны, а скорее её ритмы, ощущение узких высоких лестниц, теснящихся домов. Образный язык автора становится предельно лаконичным, а оттого предельно ярким и точным», – Людмила Вострецова, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.

Камерная экспозиция МИСП включает более 40 коллажей и арт-объектов из бумаги и гофрокартона последних лет. Художника привлекают архитектурные ансамбли разных городов мира. На выставке преобладают сказочные образы Санкт-Петербурга, Венеции, Риги, Хельсинки.

В созданных специально для МИСП аппликациях каменный каскад скульптурного убранства трансформируется в летающих сов и марабу, рычащих львов, а ожившие статуи гуляют по паркам. Античные фигуры, маскароны, флюгеры и чугунные решётки образуют изящный орнамент, наполненный живым движением. Экспозиция заполняется зооморфными персонажами и романтичными пейзажами, в которых художник наиболее тонко выражает ощущение таинственности, открывающееся во время прогулок по старинным улицам и набережным Петербурга.

Событие в социальных сетях:

Facebook

ВКонтакте

                                         «Ветер, дующий меж миров…»

     Изначальным  благодатным источником  для творчества Елены Галеркиной является Петербург. Город с его классической красотой, наполненный отзвуками времен, шагов, голосов реальных людей и литературных героев,  предложил неисчислимые  сюжеты  и бесконечные темы для ее произведений.  Петербург, казалось бы, запечатлен в работах живописцев и графиков многих поколений каждым своим домом, поворотами каналов, простором Невы. Для современных художников, может быть, единственным  нетривиальным путем остается тот, что выбрала Галеркина:  выразить свое,  очень личностное,  насыщенное множеством ассоциаций восприятие города.

Из окна ее мастерской открывается типично петербургский вид:  крыши домов, брандмауэры, глубины дворов-колодцев. Город Елены Галеркиной населен не только людьми: здесь соседствуют, приятельствуют, дружат,  влюбляются, ссорятся или соблюдают подчеркнутый нейтралитет сфинксы и грифоны, птицы, рыбы и деревья, городская скульптура и дворовые кошки с собаками. Кто же может стать проводником для зрителей   по этому  «самому умышленному   в мире»  и непостижимому городу?    Может быть, кот – частый персонаж  в работах  художницы?  Более чудесного проводника, пожалуй, трудно представить. Кот – обладатель магических свойств  в представлениях многих народов. Он способен к трансформации, умеет видеть невидимое;  Кот Ученый и  Кот-баюн,  спутник лунной Дианы и одна из ипостасей бога солнца Ра,  кот – символ любопытства, желаний, свободы и погребальный символ.

В работах Галеркиной постоянно происходят трансформации сюжета. Бытовой мотив часто превращается то в  поэтическую новеллу, то в психологическую драму, то в философское эссе. К кому приковано внимание   человека и собак поздним вечером в петербургском дворе («Снова апрель» 2002): к паре в освещенном  окне высоко под крышей или к кошке на крыше над ними? Как связать воедино все случайные персонажи?  Композиции произведений Елены Галеркиной зависят не только от  равновесия масс, ритма цветовых пятен. Смысловое поле их восприятия  достаточно широко. Оно зависит от зрителя: от богатства ассоциаций, воображения,  начитанности, наконец.

Лист разделен на две части стволом дерева с причудливо и настойчиво взбирающимися вверх корявыми ветвями, как будто звенит  и взвивается на самых высоких нотах стремительный  скрипичный пассаж.  Две зоны на листе: холодно-любопытствующая слева и напряженная, наливающаяся теплыми тонами — справа. Дерево между ними воспринимается и как знак  разделения, и как символ вечного  Дерева жизни – бесконечного повторения сюжета во все времена.

В каком времени живут ее персонажи?  И так ли непреодолима грань веков? Елена Галеркина дает свой ответ на этот вопрос.  «Прыжок из века в век»   совершает наш проводник по миру произведений художницы — кот.  От старинных напольных часов, резного деревянного кресла, домотканых половиков  — к миру высоких технологий, компьютеру, акустическим колонкам, офисному креслу – уютно ему в обеих половинах листа.  Это антураж меняется, а человеческие отношения, страсти, радости остаются прежние.

О домашнем мире, о человеческих отношениях  Галеркина может рассказать очень выразительно и без сюжета, без излишней повествовательности. О человеке рассказывают вещи: шляпы на вешалке из рогов оленя, стулья с оставленными вещами или музыкальными инструментами, а порой и просто пара обуви. Один пришел – другой ушел. Что произошло? Это просто дневная суета, размолвка или невстреча во времени, в веке, в вечности?  И опять именно кот  следит за всем, что происходит в доме.   На коврике  у порога, приподняв голову,  он провожает взглядом  пришедшую не видимую нам пару. Вроде бы мир.  Однако  мир Галеркиной никогда не бывает однозначным.  Она не копирует  жизнь, она о ней размышляет. Может быть, поэтому  в геометрии композиции чередуются темные и светлые полосы.

Но  можно и не углубляться  в рассуждения о событии, а обратить внимание на то, как это сделано.  Коллаж и аппликация  стали излюбленной техникой художницы.

Художники в начале ХХ века обратились к технике коллажа как к способу столкнуть восприятие произведения искусства  с привычного пути. В коллаже господствует пространство игры, где все – шутка, и все всерьез. Может, именно это было одной из причин обращения художницы к этой технике.  Художники использовали в коллажах самые различные материалы от бумаги до металла. Для  Галеркиной оказалось достаточно только бумаги, но она виртуозно использует ее возможности. Художница не вырезает, а обрывает руками те бумажные лепестки, из которых затем складывается композиция. Границы такой вырванной формы не имеют жестких очертаний, приобретают своеобразную  живописную расплывчатость. Эти цветные беспредметные свободные формы не просто наклеиваются на основу, а наслаиваются друг на друга, сопоставляются, со-полагаются одна с другой. И из этих свободных форм возникает предметный мир, пространство города,  мозаика  символов. Коллаж сам становится своеобразным символом  и формой духа свободного творчества.

Задачи пластические, необходимые для выявления формы, превращаются в задачи образные.   Они вплетаются в общий разговор о жизни.

Воспитанная в петербургской культуре, вместившей, освоившей  мировую культуру от Египта до Италии, от Византии до Японии,  художница легко осваивает новые пространства и образы. Кажется, что это не знакомство, а узнавание, вспоминание. Уже  было подготовлено восприятие и Израиля, и Японии, и Испании.   Петербургские львы – родственники египетским сфинксам и античным грифонам. Ведь в Петербурге,  если последовать за изгибом  канала, то можно встретиться лицом к лицу со сфинксом, заглянуть ему в глаза и попытаться разгадать одну из его загадок, которых хватит у него еще для многих поколений.   А может быть, он стал уже ручным и домашним, как и тот крылатый лев, который спустился по ступеням к Неве на водопой?

С появлением  коллажа изменяется  существовавшее в искусстве отношение предмета и картины:   их отношение теперь не картина и предмет, а  картина-предмет,  картина-объект.  Кажется, что те вертикали, которые в листах создавали границы двух миров, теперь превратились в жесткие грани — ребра  и заставили сам лист  совершить поворот, как  поворачивает набережная петербургского канала. Поверхность гофрированного  картона, являющегося основой объектов Галеркиной,  создает ощущение мерцания, вибрации. Его материальное начало отступает. Чем пристальнее вглядываешься,  тем  более неуловимым, более сложным для описания словами становится впечатление.  Эти вполне материальные объекты на самом деле состоят из наших воспоминаний и ощущений. Серия  объектов «Петербург Достоевского» — не макет Коломны,  а скорее, ее ритмы, ощущение узких высоких лестниц, теснящихся домов.  Образный язык художницы становится предельно лаконичным,  а оттого предельно ярким и точным.  Она использует в объектах простейшие геометрические формы, сочетая и сопоставляя их в неожиданных ракурсах, и часто одаряя   парадоксальными смыслами. Шекспировская Гертруда  — шахматная фигура  —  метафора, заставляющая задуматься о свободе выбора и превратностях судьбы.  Раскрыть образ князя Мышкина, изобразив только   жест – трепет рук,  неуверенно и нервно «ощупывающих» колонну, (здесь явно не обошлось без чеширского кота!) — это свидетельство зрелого мастерства художника.

Елена Галеркина – художник культурной традиции.  Традиционность «просвечивает» во всех ее работах,   но не как повтор или  ученичество.  Наследие художественной культуры претворено в иное качество. Иное время – иное знание.  Ее произведения серьезны и в то же время ироничны.  Не насмешка, не ерничество,  а именно ирония, которая от многого знания происходит.  От многого знания, как известно, многая печаль. Но именно ирония может привести к примирению с жизнью такой, какая она есть, к принятию ее,  и к благодарности судьбе, дающей возможность так жить, путешествовать и творить.

Непостижимый город Петербург, удивительный художник Елена Галеркина с ее добрыми, лукавыми и мудрыми  размышлениями о городе  и жизни.

                                                                                              Людмила Вострецова, старший научный сотрудник ГРМ, Член Союза художников России

 

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков 
набережная канала Грибоедова, 103

Время работы: 

вторник: 14:00 — 20:00
среда: 14:00 — 21:00
четверг — пятница: 14:00 — 20:00
суббота — воскресенье: 12:00 — 20:00
выходной: понедельник

 312-25-54, 314-98-94

http://www.mispxx-xxi.ru

https://vk.com/museumxx_xxi

https://www.facebook.com/mispXX

https://www.instagram.com/misp_spb

#мисп #misp

СОБЫТИЯ
НОВОСТИ